Врач Валерий Вечорко рассказал, чем медицинская помощь отличается от медицинских услуг

Врач Валерий Вечорко рассказал, чем медицинская помощь отличается от медицинских услуг

Потом проводятся опросы — их множество — и, например, выясняется, что в городах-миллионниках перепроверять диагноз или назначенные лекарства за последние три — пять лет приходилось большему количеству респондентов (48%), чем россиянам из городов численностью 500-950 тысяч жителей (39%). Почему?

Валерий Вечорко: Пациенты разные. У каждого своя болезнь, страхи, свое отношение к выздоровлению. Фото: Александр Корольков

Однозначного ответа у меня лично нет. Могу предположить, что в небольших городах медики более внимательны к своим пациентам, по-человечески ближе к их бедам. Многие годы иногда езжу на машине из Москвы в Нижний Новгород. Вдоль вполне современного шоссе старые домики. Невольно думается: где, у кого лечатся их обитатели? Они не спешат перепроверить диагноз?

Естественно, в городах-миллионниках возможности службы здоровья куда солиднее — и по кадрам, и по оснащению. А по милосердию? Оно побоку? Из мира эмоций? Оно не ко двору в медицинских услугах. Но уместно в медицинской помощи. Закономерно, судя по опросам, доверие врачам выше у россиян старше 60 лет — 73%. Они еще помнят медицинскую помощь. А вот те, кому от 25 до 44 лет (50%), часто обращаются за консультациями.

Захлестывают эмоции? Медицина без них реальна? Сейчас законодательно отменены образовательные услуги. А медицинские? О разнице между «медуслугой» и «медпомощью», о деонтологии, то есть этике в медицине, говорим с главным врачом московской больницы N 15 имени Филатова Валерием Вечорко.

…Личный телефон Вечорко долго не отвечал. Перезвонила бдительный секретарь: «Валерий Иванович сейчас в палате терапии разговаривает с пациентом». — «Что-то случилось?» — «Да, нет! Обычный разговор». Вот и у нас обычный разговор о том, что дискуссия вокруг понятий «медицинская помощь» и «медицинские услуги» идет давно, а претензии к службе здоровья имеют место быть.

Валерий Вечорко: Если не вдаваться в этимологические дебри словообразования, то, мне кажется, этот спор не стоит внимания, если четко разграничить понятия: «медицинская помощь» — это бесплатно, по ОМС. А «услуги» — это за деньги. Тогда и дискутировать нет смысла. С точки зрения существующего законодательства медицинская услуга представляет собой экономико-правовую категорию, а медицинская помощь — профессионально-нравственную, что отражено в Конституции РФ. Там сказано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.ОБЩЕСТВОВрач рассказала, какие анализы нужно проходить каждый год

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». В Конституции нет и не может быть никаких гарантированных медицинских услуг. Но это понятие обозначено уже в Гражданском кодексе РФ, где определяющим критерием услуги, в том числе и медицинской, является ее возмездность.

Возможно, термин «медуслуги» всплыл, когда уважаемые экономисты считали затраты государства на здравоохранение. Не секрет, что в любой стране мира медицина — это дорого. Это очень дорого, потому что это и новые технологии, и обучение врачей и персонала, и новое оборудование, и современные лекарства, и разработки в этой сфере… Колоссальные деньги! Вот и решили ввести такой термин, который включает в себя не научные и гуманистические понятия, а сугубо правовые и, безусловно, экономические, такие оценочные величины, как своевременность, доступность, качество и эффективность медицинской помощи.

Все очень даже складно получается…

Валерий Вечорко: Если бы не одно «но»: Если начисто забыть про медицинскую этику. При ней «медицинские услуги» неуместны, речь же идет о здоровье и жизни не одного пациента, а всего общества. Некрасиво звучит, несет двойной смысл. Ну не может врач быть поставщиком/продавцом услуг, а больной — покупателем своего здоровья. На практике термины «медицинская помощь» и «медицинская услуга» отождествляют. В итоге мы видим принижение социальной роли врача, сводящейся исключительно к оказанию услуг. Это меняет отношение в обществе к представителям нашей профессии, создает основу для так называемого «пациентского экстремизма». Поэтому волнует эта дискуссия прежде всего врачей, которые шли в медицину для гуманистического служения людям. И никогда для прислуживания.

Сравните: «доктор спас пожилого пациента» и «доктор оказал услугу ветерану войны». Что дальше? Услугу по спасению? Режет слух? И мне режет. Уверяю, ни один из наших, и не только наших сотрудников не выбирал медицину частью своей жизни для оказания услуг. Именно врачи первыми оказываются на передовой во время пандемий, эпидемий, катастроф и разных чрезвычайных ситуаций. Они что, оказывают услуги пострадавшим? Нет! Они спасают, оказывая помощь, часто жертвуя собственной жизнью! Нам важно излечить, а не выполнить «заказ», «не обслужить» больного с инсультом, инфарктом, незрячего, с переломом, с ковидом, находящегося на операционном столе или в реанимации между жизнью и смертью.Не навреди словом, а не только действием. Ни в коем случае не напугать! Слово лечит. Общение «врач — пациент» — такое же лекарство и такая же хирургия

От термина «услуги» фактически отказались в сфере образования.

Валерий Вечорко: Мы разделяем и поддерживаем это решение. Надеемся, что очередь дойдет и до медицины. «Медицинские услуги» — пусть остаются как термин для нормативных и экономических документов. А в обществе звучит единственное понятное и приемлемое обозначение для медработников и пациентов — медицинская помощь. Врач — это призвание, это образ жизни, это великое служение. Но не обслуживание!

И в медицине без этики невозможно.

Валерий Вечорко: Общеизвестно: Primum non nocere (лат.) — прежде всего не навреди. Это один из важнейших этических принципов врачевания. Не навреди словом, а не только действием. Пациенты же разные. У каждого своя болезнь, свои страхи и свое отношение к своему выздоровлению. Заболев, человек меняется эмоционально, меняется его характер, поведение. Поэтому так важно слово врача, правильный диалог с пациентом. Это не только культура общения. Это, безусловно, такт, внимание, поддержка, умение успокоить. Ни в коем случае не напугать! Общение «врач — пациент» — такое же лекарство и такая же хирургия по значимости.

Поэтому вы ходите в палаты к пациентам? О чем разговариваете с ними? Их не удивляет такое «просто так» появление главного?

Валерий Вечорко: А почему должно удивлять? Еще Авиценна писал: «У врача есть три средства в борьбе с болезнью — слово, растение, нож». Обратите внимание «слово», по мнению врачевателя древности, на первом месте и так же важно для выздоровления пациента, как и скальпель хирурга. Значимость слова врача преподают еще в вузе как часть медицинской этики. Есть целая дисциплина — деонтология (греч. deon — должное, logos — слово, наука), которая постулирует правила поведения врача с пациентом. И очень важно, чтобы студент, сдав экзамен, не растерял это важное знание, а руководствовался им всю жизнь. Не секрет, что больной, страдающий человек невероятно раним. Поэтому еще одним оружием врача считал и считаю терпение.

Едва переступив порог клиники, пациент должен ощущать заботу о себе. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Согласитесь, Валерий Иванович, терпение требуется не только от врача.

Валерий Вечорко: Согласен абсолютно! Испокон веков врач борется за здоровье и жизнь пациента. Но всегда для победы над болезнью нужны оба: не только искусный врачеватель, но и заинтересованный в своем выздоровлении пациент.

Нужно, чтобы больной ХОТЕЛ стать здоровым. Всю свою многолетнюю практику наблюдал такую тенденцию: лежат в отделении два человека с одинаковым диагнозом. Один мыслит позитивно, делится планами — чем займется после выписки, куда поедет, мечтает. А второй — мрачнее тучи, только и спрашивает — я умру, меня не спасти? Кто из них пойдет на поправку? Ответ очевиден.

И потому в 15-й — и не только в ней — трудятся психологи?

Валерий Вечорко: Для того чтобы помочь нашим пациентам справиться со стрессом, а больница, болезнь, боль — это всегда стресс, чтобы настроить их на борьбу с недугом, принимать лечение, психологи необходимы. Судите сами. В стационаре, к примеру, лежат одинокие люди. Бывает, им просто некому выговориться. Им хочется почувствовать себя нужными. Это очень заметно в старших возрастных категориях. Бывают и вовсе сложные ситуации, когда дети оставляют своих родителей, не заботятся о них. Есть случаи, когда стариков оставляют и настаивают, чтобы их подольше «подержали» в больнице. Такие пациенты очень уязвимы. К ним должно быть особенное отношение и внимание.

Или, к примеру, пациенту показана сложная операция. Он нервничает, переживает, раздражается. Здесь снова зовем психолога. Но при этом я всегда прошу сотрудников — говорите с пациентами, с их родственниками. Я всегда вспоминаю высказывания из древнекитайской книги «О природе и жизни». В ней изложены основные правила, которыми должен руководствоваться каждый врач. Одно из них — необходимость внушить больному уверенность в выздоровлении. Есть там и такой совет врачу: «Умей держать сердце в груди». То есть будь сдержан, но в то же время участлив, прояви заботу и милосердие.

Мы живем в эпоху доминирования интернета и соцсетей. Я и сам веду странички в Telegram и «ВКонтакте». В комментариях наши пациенты, бывает, критикуют, но все же больше благодарят. И не только за спасение и выздоровление, а еще за поддержку, за участие. За медицинскую помощь. И данные проведенных опросов, данные статистики, которые были вступлением к нашему разговору, тому свидетельство. От них ни в коем случае нельзя отмахиваться! С ними необходимо считаться. Делать выводы. И… оказывать медицинскую помощь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.