Врач Валерий Вечорко рассказал, чем медицинская помощь отличается от медицинских услуг

Врач Валерий Вечорко рассказал, чем медицинская помощь отличается от медицинских услуг

Ирина КраснопольскаяМедицинская помощь, ее доступность, ее качество всегда под особым прицелом всех. И объяснять сей факт нет необходимости. Это же наше с вами здоровье. Это же наша с вами жизнь. Разговоры о здоровье, обсуждение проблем, с ним связанных, всегда в тренде. И в тесных компаниях, и на всех телевизионных и радиоканалах, на всех лавочках во всех дворах. И тут все знатоки. Тут все обо всем знают. А потом…Сообщить об опечатке

Потом проводятся опросы — их множество — и, например, выясняется, что в городах-миллионниках перепроверять диагноз или назначенные лекарства за последние три — пять лет приходилось большему количеству респондентов (48%), чем россиянам из городов численностью 500-950 тысяч жителей (39%). Почему?

Валерий Вечорко: Пациенты разные. У каждого своя болезнь, страхи, свое отношение к выздоровлению. Фото: Александр Корольков

Однозначного ответа у меня лично нет. Могу предположить, что в небольших городах медики более внимательны к своим пациентам, по-человечески ближе к их бедам. Многие годы иногда езжу на машине из Москвы в Нижний Новгород. Вдоль вполне современного шоссе старые домики. Невольно думается: где, у кого лечатся их обитатели? Они не спешат перепроверить диагноз?

Естественно, в городах-миллионниках возможности службы здоровья куда солиднее — и по кадрам, и по оснащению. А по милосердию? Оно побоку? Из мира эмоций? Оно не ко двору в медицинских услугах. Но уместно в медицинской помощи. Закономерно, судя по опросам, доверие врачам выше у россиян старше 60 лет — 73%. Они еще помнят медицинскую помощь. А вот те, кому от 25 до 44 лет (50%), часто обращаются за консультациями.

Захлестывают эмоции? Медицина без них реальна? Сейчас законодательно отменены образовательные услуги. А медицинские? О разнице между «медуслугой» и «медпомощью», о деонтологии, то есть этике в медицине, говорим с главным врачом московской больницы N 15 имени Филатова Валерием Вечорко.

…Личный телефон Вечорко долго не отвечал. Перезвонила бдительный секретарь: «Валерий Иванович сейчас в палате терапии разговаривает с пациентом». — «Что-то случилось?» — «Да, нет! Обычный разговор». Вот и у нас обычный разговор о том, что дискуссия вокруг понятий «медицинская помощь» и «медицинские услуги» идет давно, а претензии к службе здоровья имеют место быть.

Валерий Вечорко: Если не вдаваться в этимологические дебри словообразования, то, мне кажется, этот спор не стоит внимания, если четко разграничить понятия: «медицинская помощь» — это бесплатно, по ОМС. А «услуги» — это за деньги. Тогда и дискутировать нет смысла. С точки зрения существующего законодательства медицинская услуга представляет собой экономико-правовую категорию, а медицинская помощь — профессионально-нравственную, что отражено в Конституции РФ. Там сказано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.ОБЩЕСТВОВрач рассказала, какие анализы нужно проходить каждый год

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». В Конституции нет и не может быть никаких гарантированных медицинских услуг. Но это понятие обозначено уже в Гражданском кодексе РФ, где определяющим критерием услуги, в том числе и медицинской, является ее возмездность.

Возможно, термин «медуслуги» всплыл, когда уважаемые экономисты считали затраты государства на здравоохранение. Не секрет, что в любой стране мира медицина — это дорого. Это очень дорого, потому что это и новые технологии, и обучение врачей и персонала, и новое оборудование, и современные лекарства, и разработки в этой сфере… Колоссальные деньги! Вот и решили ввести такой термин, который включает в себя не научные и гуманистические понятия, а сугубо правовые и, безусловно, экономические, такие оценочные величины, как своевременность, доступность, качество и эффективность медицинской помощи.

Все очень даже складно получается…

Валерий Вечорко: Если бы не одно «но»: Если начисто забыть про медицинскую этику. При ней «медицинские услуги» неуместны, речь же идет о здоровье и жизни не одного пациента, а всего общества. Некрасиво звучит, несет двойной смысл. Ну не может врач быть поставщиком/продавцом услуг, а больной — покупателем своего здоровья. На практике термины «медицинская помощь» и «медицинская услуга» отождествляют. В итоге мы видим принижение социальной роли врача, сводящейся исключительно к оказанию услуг. Это меняет отношение в обществе к представителям нашей профессии, создает основу для так называемого «пациентского экстремизма». Поэтому волнует эта дискуссия прежде всего врачей, которые шли в медицину для гуманистического служения людям. И никогда для прислуживания.

Сравните: «доктор спас пожилого пациента» и «доктор оказал услугу ветерану войны». Что дальше? Услугу по спасению? Режет слух? И мне режет. Уверяю, ни один из наших, и не только наших сотрудников не выбирал медицину частью своей жизни для оказания услуг. Именно врачи первыми оказываются на передовой во время пандемий, эпидемий, катастроф и разных чрезвычайных ситуаций. Они что, оказывают услуги пострадавшим? Нет! Они спасают, оказывая помощь, часто жертвуя собственной жизнью! Нам важно излечить, а не выполнить «заказ», «не обслужить» больного с инсультом, инфарктом, незрячего, с переломом, с ковидом, находящегося на операционном столе или в реанимации между жизнью и смертью.Не навреди словом, а не только действием. Ни в коем случае не напугать! Слово лечит. Общение «врач — пациент» — такое же лекарство и такая же хирургия

От термина «услуги» фактически отказались в сфере образования.

Валерий Вечорко: Мы разделяем и поддерживаем это решение. Надеемся, что очередь дойдет и до медицины. «Медицинские услуги» — пусть остаются как термин для нормативных и экономических документов. А в обществе звучит единственное понятное и приемлемое обозначение для медработников и пациентов — медицинская помощь. Врач — это призвание, это образ жизни, это великое служение. Но не обслуживание!

И в медицине без этики невозможно.

Валерий Вечорко: Общеизвестно: Primum non nocere (лат.) — прежде всего не навреди. Это один из важнейших этических принципов врачевания. Не навреди словом, а не только действием. Пациенты же разные. У каждого своя болезнь, свои страхи и свое отношение к своему выздоровлению. Заболев, человек меняется эмоционально, меняется его характер, поведение. Поэтому так важно слово врача, правильный диалог с пациентом. Это не только культура общения. Это, безусловно, такт, внимание, поддержка, умение успокоить. Ни в коем случае не напугать! Общение «врач — пациент» — такое же лекарство и такая же хирургия по значимости.

Поэтому вы ходите в палаты к пациентам? О чем разговариваете с ними? Их не удивляет такое «просто так» появление главного?

Валерий Вечорко: А почему должно удивлять? Еще Авиценна писал: «У врача есть три средства в борьбе с болезнью — слово, растение, нож». Обратите внимание «слово», по мнению врачевателя древности, на первом месте и так же важно для выздоровления пациента, как и скальпель хирурга. Значимость слова врача преподают еще в вузе как часть медицинской этики. Есть целая дисциплина — деонтология (греч. deon — должное, logos — слово, наука), которая постулирует правила поведения врача с пациентом. И очень важно, чтобы студент, сдав экзамен, не растерял это важное знание, а руководствовался им всю жизнь. Не секрет, что больной, страдающий человек невероятно раним. Поэтому еще одним оружием врача считал и считаю терпение.

Едва переступив порог клиники, пациент должен ощущать заботу о себе. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Согласитесь, Валерий Иванович, терпение требуется не только от врача.

Валерий Вечорко: Согласен абсолютно! Испокон веков врач борется за здоровье и жизнь пациента. Но всегда для победы над болезнью нужны оба: не только искусный врачеватель, но и заинтересованный в своем выздоровлении пациент.

Нужно, чтобы больной ХОТЕЛ стать здоровым. Всю свою многолетнюю практику наблюдал такую тенденцию: лежат в отделении два человека с одинаковым диагнозом. Один мыслит позитивно, делится планами — чем займется после выписки, куда поедет, мечтает. А второй — мрачнее тучи, только и спрашивает — я умру, меня не спасти? Кто из них пойдет на поправку? Ответ очевиден.

И потому в 15-й — и не только в ней — трудятся психологи?

Валерий Вечорко: Для того чтобы помочь нашим пациентам справиться со стрессом, а больница, болезнь, боль — это всегда стресс, чтобы настроить их на борьбу с недугом, принимать лечение, психологи необходимы. Судите сами. В стационаре, к примеру, лежат одинокие люди. Бывает, им просто некому выговориться. Им хочется почувствовать себя нужными. Это очень заметно в старших возрастных категориях. Бывают и вовсе сложные ситуации, когда дети оставляют своих родителей, не заботятся о них. Есть случаи, когда стариков оставляют и настаивают, чтобы их подольше «подержали» в больнице. Такие пациенты очень уязвимы. К ним должно быть особенное отношение и внимание.

Или, к примеру, пациенту показана сложная операция. Он нервничает, переживает, раздражается. Здесь снова зовем психолога. Но при этом я всегда прошу сотрудников — говорите с пациентами, с их родственниками. Я всегда вспоминаю высказывания из древнекитайской книги «О природе и жизни». В ней изложены основные правила, которыми должен руководствоваться каждый врач. Одно из них — необходимость внушить больному уверенность в выздоровлении. Есть там и такой совет врачу: «Умей держать сердце в груди». То есть будь сдержан, но в то же время участлив, прояви заботу и милосердие.

Мы живем в эпоху доминирования интернета и соцсетей. Я и сам веду странички в Telegram и «ВКонтакте». В комментариях наши пациенты, бывает, критикуют, но все же больше благодарят. И не только за спасение и выздоровление, а еще за поддержку, за участие. За медицинскую помощь. И данные проведенных опросов, данные статистики, которые были вступлением к нашему разговору, тому свидетельство. От них ни в коем случае нельзя отмахиваться! С ними необходимо считаться. Делать выводы. И… оказывать медицинскую помощь.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.